Новая технология МАИ позволит управлять беспилотниками без задержек сигнала

Инженеры Московского авиационного института (МАИ) разработали технологию, позволяющую беспилотным летательным аппаратам мгновенно реагировать на команды операторов. Как сообщили в пресс-службе вуза, ранее подобные решения успешно применялись при управлении космическими аппаратами. Новая методика обеспечивает высокую точность управления различными типами беспилотных авиационных систем (БАС) даже при задержке сигнала до двух секунд.

Автором разработки стала аспирантка института №1 "Авиационная техника" МАИ Татьяна Воронка. Она создала способ компенсации запаздывания сигналов в системах с телеоператорным управлением. Данная технология уже нашла применение в нескольких перспективных проектах Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС).

Впервые с подобной проблемой специалисты МАИ столкнулись еще в 2013 году во время международного космического проекта. При управлении стыковкой грузового корабля "Прогресс" с Международной космической станцией была зафиксирована задержка видеосигнала более одной секунды, что серьезно осложняло маневрирование.

Решение тогда нашел доцент кафедры "Аэродинамика, динамика и управление летательных аппаратов" МАИ Михаил Тяглик, который модернизировал систему для работы в таких условиях. Позже к проекту присоединилась Татьяна Воронка, перед которой стояла задача адаптировать методику для беспилотников, где критичной является задержка даже в 0,3 секунды.

Под руководством Тяглика аспирантка разработала алгоритм, который компенсирует запаздывание при телеоператорном управлении не только БАС, но и тяжелыми транспортными самолетами. Отмечается, что это нововведение имеет большое значение для безопасности полетов и эффективности выполнения задач, поскольку учитывает даже психофизиологические особенности операторов.