ВАЗ-2101 отмечает 55-летие: рассказываем интересные факты о первых Жигулях

ВАЗ-2101 отмечает 55-летие: рассказываем интересные факты о первых Жигулях

В 1970 году началось производство ВАЗ-2101, что стало значимым событием для отечественного автомобилестроения. Этот автомобиль стал первым для многих советских семей и дал старт новой эпохе в истории автопрома. В конструкции «копейки» было учтено множество особенностей эксплуатации в советских условиях, что делало её более подходящей для нашей страны, чем исходная модель Fiat-124.

При доработке автомобиля инженеры заметно повысили жёсткость кузова и усилили подвеску, а также заменили задние дисковые тормоза на более надёжные барабанные. Кроме того, улучшили эффективность отопителя, чтобы обеспечить комфорт в салоне при низких температурах. В конструкции ВАЗ-2101 впервые для советских автомобилей появился указатель температуры охлаждающей жидкости, чего не было у исходного Fiat-124.

Большую роль в создании двигателя для ВАЗ-2101 сыграл известный инженер Аурелио Лампреди, создававший ранее моторы для гоночных болидов Ferrari. Благодаря его участию, для Жигулей был разработан более совершенный двигатель с верхним расположением распределительного вала, который оказался не только мощнее, но и имел больший потенциал для дальнейшей модернизации.

Имя первенца Волжского автозавода было выбрано по результатам конкурса среди читателей журнала «За рулем». Впоследствии название «Лада» использовалось для экспортных версий, а модель на внутреннем рынке получила имя «Жигули». Первый раз изображение будущего автомобиля появилось на обложке журнала в 1968 году, а в 2000 году читатели выбрали ВАЗ-2101 лучшим российским автомобилем столетия.

ВАЗ-2101 стал первым автомобилем в СССР, где использовался тосол вместо воды для системы охлаждения, что облегчало эксплуатацию зимой. Техническое обслуживание было упрощено, не требовалось регулярных смазок между основными ТО, что положительно сказалось на надёжности. Личный опыт эксплуатации подтверждал высокую надёжность модели: даже после тысяч километров пробега не возникало серьезных поломок.

В первый год выпуска автомобиль предлагался в четырёх цветах, один из которых – тёмно-зелёный – вскоре был заменён другим оттенком. В 1971 году команда АВТОВАЗа участвовала в международном ралли «Тур Европы», где заняла второе место. К юбилею модели была создана точная копия раллийной версии, пишет «За рулем».