Европейские автоконцерны теряют позиции на рынке на фоне новых пошлин США

Руководители европейских автопроизводителей отмечают, что отрасль переживает новый виток проблем после событий пандемии. Дополнительное давление на предприятия оказывают пошлины, введённые США, а также конкуренция со стороны китайских компаний, которые занимают всё большую долю рынка в самой Европе.

Глобализация за последние десятилетия сильно изменила индустрию, и теперь ведущим европейским концернам приходится сталкиваться с трудностями не только на внешних, но и на внутренних рынках. Продажи автомобилей по-прежнему остаются значительно ниже уровня 2019 года, и восстановление в ближайшем будущем не ожидается, что может привести к сокращению рабочих мест. Например, Volkswagen планирует уменьшить штат на десятки тысяч сотрудников к 2030 году.

Немецкие производители и поставщики компонентов ощущают давление как со стороны протекционистских мер США, так и из-за изменений в Китае, что ведёт к закрытию предприятий и банкротствам. В других компаниях, таких как Stellantis, численность работников в Европе также заметно снизилась за последние годы.

Renault, не присутствующий на рынках КНР и США, использует это как определённое преимущество, а также внедряет новые организационные схемы, чтобы повысить гибкость бизнеса. При этом компания готовит стратегию по развитию за пределами традиционного автомобилестроения для компенсации снижающихся доходов.

Основные проблемы отрасли связаны с ускоренным переходом к электромобилям и новыми экологическими требованиями Евросоюза. Китайские производители при этом смогли выстроить полный цикл поддержки электромобильного производства, а европейским компаниям приходится наращивать инвестиции в новые технологии, сталкиваясь со снижением спроса. Снижение господдержки тоже оказывает своё влияние: после отмены субсидий в Германии автомобили остаются невостребованными.

Доля европейских предприятий в производстве машин продолжает уменьшаться, а конкурентное преимущество смещается в сторону иностранных компаний, особенно из Китая. В таких условиях европейские организации настаивают на усилении мер по поддержке местного производства и требуют, чтобы льготы предоставлялись только автомобилям, полностью собранным на территории Европы.

В ожидании возможного смягчения требований Еврокомиссии по срокам отказа от двигателей внутреннего сгорания, производители выражают опасения по поводу будущего отрасли. Если не принять меры по защите местных предприятий, Европа может окончательно утратить позиции на мировом рынке.