Top.Mail.Ru
Юрист рассказал, кто из россиян освобожден от транспортного налога и как оформить льготу — MiraNews

Юрист рассказал, кто из россиян освобожден от транспортного налога и как оформить льготу

6 октября 2026, 09:45 ·

Транспортный налог в России не начисляют на ряд автомобилей и предоставляют отдельным категориям граждан. О действующих федеральных основаниях освобождения рассказал автомобильный юрист Лев Воропаев. Как сообщает «Российская газета», перечислить налог за 2025 год необходимо до 1 декабря 2026 года.

Федеральная льгота распространяется на ветеранов боевых действий, участников СВО и членов их семей, Героев Советского Союза и России, а также полных кавалеров ордена Славы. Освобождение действует только для одного транспортного средства. При наличии нескольких автомобилей налог по остальным машинам сохраняется.

Причина освобождения может быть связана не со статусом владельца. Налог не взимают с автомобиля, который находится в розыске, то есть был угнан. Кроме того, статья 358 Налогового кодекса освобождает от платежа специально оборудованные машины для инвалидов и автомобили мощностью до 100 лошадиных сил, полученные через органы социальной защиты.

Дополнительные послабления устанавливают регионы, поскольку транспортный налог относится к их компетенции. «Так как у нас транспортный налог – это все-таки региональный налог, то во многих регионах предусмотрены и свои льготы», – пояснил Воропаев. Поэтому условия для владельцев машин в разных субъектах России могут отличаться.

Наиболее распространенные региональные льготы предусмотрены для некоторых пенсионеров, инвалидов и многодетных семей. В отдельных субъектах налог не платят за электромобили, некоторые мотоциклы или старые грузовые автомобили. Конкретные категории зависят от местного законодательства.

Льготу необходимо оформить самостоятельно, автоматически она не предоставляется. Заявление можно подать в налоговую инспекцию лично, через МФЦ или в электронном виде в личном кабинете налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы.