Минимальные цены вместо пошлин: ЕС меняет подход к китайским электрокарам

Европейский союз и Китай приступили к переговорам о возможной замене действующих тарифов на китайские электромобили системой минимальных цен. Представитель Европейской комиссии подтвердил, что стороны договорились изучить возможность установления базовых цен на электромобили китайского производства вместо пошлин, введенных ЕС в прошлом году.

Предыстория конфликта



В октябре 2024 года Европейский союз повысил тарифы на электромобили, произведенные в Китае, до максимальной ставки в 45,3%. Это решение последовало за длительным расследованием, которое показало, что китайские производители получали несправедливые субсидии от своего правительства, что позволяло им производить и продавать электромобили по ценам значительно ниже, чем у большинства западных конкурентов.

Конкретные тарифные ставки варьируются в зависимости от производителя: для автомобилей BYD они составляют 17%, для Geely - 18,8%, для SAIC - 35,3%. Все эти пошлины накладываются поверх стандартной 10-процентной импортной пошлины ЕС на автомобили.

Комиссар ЕС по торговле Марош Шефчович провел переговоры с министром торговли Китая Ван Вэньтао в конце марта во время визита в Пекин. По данным немецкой газеты Handelsblatt, обе стороны согласились разрешить спор о тарифах ЕС путем переговоров. Министерство торговли Китая объявило, что переговоры начнутся немедленно.

Шефчович ранее заявлял, что любые установленные минимальные цены должны быть столь же эффективными и исполнимыми, как и действующие тарифы ЕС. Он подчеркнул, что ценовые правила должны быть не менее эффективными и исполнимыми, чем тарифы, и не создавать дополнительных сложностей.

Установление минимальных цен для сложных продуктов, таких как автомобили, представляет собой беспрецедентную задачу. Ранее ЕС заключал соглашения о минимальных ценах только для однородных товаров, а не для сложных продуктов, таких как автомобили.

Европейская комиссия выразила мнение, что единая минимальная цена, вероятно, будет недостаточной для противодействия ущербу, причиненному субсидиями. Это указывает на необходимость более нюансированного подхода к ценообразованию для различных моделей китайских электромобилей, которые варьируются от бюджетных городских автомобилей до премиальных внедорожников.

Немецкая автомобильная ассоциация VDA выразила обеспокоенность по поводу тарифов, заявив, что они нарушают установленные правила мировой торговли и негативно влияют на международные цепочки поставок и экономический рост.

Данные показывают, что только за первые два месяца 2025 года из Китая в ЕС было отправлено более 50 000 электромобилей с аккумуляторными батареями. Между тем, продажи подключаемых гибридных автомобилей, которые в настоящее время не облагаются пошлинами ЕС, выросли на 892%, при этом за тот же период в ЕС поступило 25 900 единиц.

Эти переговоры происходят на фоне обострения торговых отношений между США и Китаем. Недавно президент США Дональд Трамп ввел пошлину в 104% на все китайские импортные товары, которая позже была увеличена до 145%. Китай 11 апреля ответил собственными пошлинами в размере 125% на импорт из США, повысив их с 84%, введенных всего двумя днями ранее.

Потенциальное соглашение между ЕС и Китаем о минимальных ценах может установить прецедент для будущих торговых соглашений в отраслях, на которые сильно влияют технологические достижения и глобальные цепочки поставок, особенно в таких секторах, как чистая энергия и зеленые технологии, сообщает Reuters.