Nature: Раковые клетки действуют сообща, чтобы выжить
Учеными открыт механизм сотрудничества раковых клеток для выживания. Исследователи из Нью-Йоркского университета выяснили, что раковые клетки не только конкурируют за питательные вещества, но и сотрудничают в неблагоприятных условиях. Это научное открытие может предложить новые возможности для терапевтического лечения онкологических заболеваний.
Карлос Кармона-Фонтейн, доцент биологии Нью-Йоркского университета и ведущий автор исследования, опубликованного в журнале Nature, отметил, что они идентифицировали кооперативные взаимодействия между раковыми клетками, которые позволяют им размножаться. Понимание механизмов, которые используют опухолевые клетки, может стать основой для будущих методов лечения.
В ходе экспериментов с клетками рака кожи, молочной железы и легких исследователи определили, что ключевым источником питательных веществ для раковых клеток являются олигопептиды — фрагменты белков, состоящие из коротких цепочек аминокислот, находящихся вне клетки. Ученые обнаружили, что опухолевые клетки выделяют специализированный фермент CNDP2, который расщепляет эти пептиды на свободные аминокислоты. Поскольку этот процесс происходит вне клеток, в результате образуется общий запас аминокислот, которым могут пользоваться все клетки.
Исследователи протестировали, что происходит, когда этот фермент отсутствует. Используя технологию генетического редактирования CRISPR, они удалили ген Cndp2 в опухолевых клетках. Рост опухолей без этого гена значительно замедлился. Различие было еще более выраженным, когда удаление Cndp2 сочеталось с ограничением доступа опухоли к аминокислотам с помощью диет с низким содержанием этих питательных веществ.
Ученые также обнаружили, что препарат бестатин, который ингибирует функцию CNDP2, может препятствовать раковым клеткам питаться олигопептидами. Бестатин уже десятилетиями безопасно используется у людей в качестве дополнения к химиотерапии, особенно в Японии, хотя сам по себе имеет ограниченную эффективность. Исследователи надеются, что более четкое понимание этого механизма может помочь создать более целенаправленные и эффективные лекарства, пишет Nature.