Черные ящики разбившихся самолетов: о чем говорили пилоты перед катастрофами
Дэвид Уоррен, австралийский ученый, родился 20 марта 1925 года. Именно его считают создателем бортовых самописцев, ставших известными как "черные ящики". В современных самолетах установлены два типа таких устройств: один записывает показания бортовых приборов, другой – переговоры пилотов и диспетчеров. Благодаря этим устройствам удается восстановить картину событий перед авиационными происшествиями.
Авиалайнер Ту-154М компании "Пулково" потерпел крушение 22 августа 2006 года при выполнении рейса из Анапы в Санкт-Петербург. Украинские диспетчеры не предупредили пилотов о масштабах грозового фронта, из-за чего экипаж принял решение подняться выше опасной зоны. Самолет набрал критическую высоту около 12 000 метров, попал под град, потерял скорость и перешел в неуправляемое падение. Последние секунды записи зафиксировали панические возгласы второго пилота: "Не убивайте!", на что командир ответил: "Андрюха, не паникуй!".
Трагедия Ту-104А, произошедшая 17 октября 1958 года при выполнении рейса из Пекина в Москву, также была связана с подъемом самолета на критическую высоту. Судно попало в мощный восходящий поток и поднялось до 12 000 метров, после чего перешло в неуправляемое снижение. На записи переговоров слышно, как командир в последние минуты передает: "Погибаем, до свидания, дорогие, передайте родным...".
Катастрофа Airbus A310-308 авиакомпании "Аэрофлот", случившаяся 23 марта 1994 года во время рейса Москва – Гонконг, произошла из-за присутствия в кабине детей резервного командира воздушного судна. Пятнадцатилетний Эльдар, оказавшийся в кресле пилота, непреднамеренно отключил автопилот, что привело к потере управления самолетом. Из-за возникших перегрузок мальчик не смог покинуть кресло, а экипаж не сумел восстановить контроль над самолетом. Последними словами командира были: "Потихоньку, говорю!", сообщает "Газета.Ru".