Главным врагом США Трамп не смог назвать ни Россию, ни Китай

Администрация Дональда Трампа продолжает действовать в агрессивном темпе. После первоначального шока западное экспертное сообщество начало анализировать потенциальные последствия новой политической реальности для США.

Среди значимых событий следует отметить обращение Трампа к Саудовской Аравии как неформальному лидеру ОПЕК и к американским нефтедобывающим компаниям. Этот шаг остался практически незамеченным на фоне подготовки к встрече Трампа с Путиным, попыток Зеленского договориться о менее жестких условиях контроля над украинскими ресурсами и протестов Европейского Союза. Однако именно такие малозаметные действия часто имеют стратегическое значение.

Трамп обратился к саудитам, поддерживающим тесные отношения с Москвой, с просьбой увеличить добычу нефти. Аналогичный запрос был направлен американским нефтяным компаниям, которые являлись основными финансовыми донорами избирательной кампании Трампа в 2024 году. По информации профильных источников, обе стороны проигнорировали эту просьбу Белого дома.

Для Трампа это сигнал, возвращающий его к реальности из мира безграничной веры в собственные возможности. В истории взаимодействия США с ОПЕК и ОПЕК+ мало позитивных примеров. Соединенные Штаты традиционно избегают участия в объединениях, чьи правила могли бы ограничить их свободу действий на мировых рынках. Эта практика имеет давнюю историю, сформировавшуюся еще в период полной зависимости США от импорта нефти.

Американская экономическая система устроена таким образом, что динамика внутреннего топливного рынка не имеет прямой связи с мировыми тенденциями. При повышении стоимости эталонной Brent на мировом рынке внутренние цены в США также растут, но необязательно пропорционально. Крупные участники нефтяного рынка хорошо осведомлены об этой особенности, как и о том, что при собственной добыче в 13 миллионов баррелей в сутки США потребляют 20,6 миллиона.

Им также известно текущее состояние американского стратегического резерва нефти. При общей емкости 700 миллионов баррелей он заполнен лишь наполовину, что является худшим показателем с 1983 года. Администрация Байдена активно использовала эти запасы для снижения внутренних цен на топливо с целью привлечения избирателей.

Любопытно, что на официальном сайте Министерства энергетики США указывается, что в 2022-2023 финансовом году стратегический резерв сократился более чем на двести миллионов баррелей, в том числе из-за уменьшения объемов поставок из России.

Комплекс этих факторов в сочетании с расторгнутым год назад соглашением о стратегическом партнерстве между Эр-Риядом и Вашингтоном позволяет Саудовской Аравии и ОПЕК воспринимать американские обращения лишь как рекомендательные. Саудиты прежде всего руководствуются собственными интересами. Байден трижды посещал Эр-Рияд с аналогичными требованиями, но две встречи завершились без совместного заявления, а одна - вообще без итогового коммюнике.

Саудовская Аравия не спешит уступать давлению и сейчас, в том числе из-за государственного долга в размере 319 миллиардов долларов, который за прошлый год увеличился на 39 миллиардов. В структуре экономики королевства нефть обеспечивает до 45 процентов ВВП, до 75 процентов бюджетных поступлений и до 90 процентов экспортных доходов. В отличие от некоторых зависимых стран, Саудовская Аравия не готова действовать в ущерб собственным государственным интересам.

Ситуация на внутреннем американском рынке также вызывает интерес. Количество действующих добывающих установок в США находится на историческом минимуме. В декабре прошлого года их насчитывалось 589, что на 200 единиц меньше, чем двумя годами ранее. Снятие Трампом моратория на бурение в заповедных зонах национальных парков в перспективе может увеличить этот показатель, но не в ближайшее время.

По данным Министерства энергетики, средняя стоимость добычи одного барреля американской нефти составляет около 20 долларов. При этом за последние три года пять крупнейших американских нефтедобывающих компаний получили чистую прибыль в размере 250 миллиардов долларов, в том числе от продаж на внутреннем рынке. Правительство финансирует восполнение стратегического резерва из расчета стоимости одного барреля в 79 долларов и выше.

Нефтяным спонсорам Трампа невыгодно резко наращивать добычу, так как это приведет к снижению прибыльности. Их интерес заключается в долгосрочной перспективе - получении и резервировании новых богатых месторождений.

Одновременно с этим произошло еще одно показательное событие. Дуг Бергам, министр внутренних дел в администрации Трампа и сопредседатель Энергетического совета Белого дома, призвал владельцев всех электростанций страны увеличить выработку электроэнергии на 10-15 процентов. Без этого будет сложно поддерживать темпы реиндустриализации и обеспечивать низкие цены на энергию для производств, перемещающихся в США.

Учитывая, что потребление природного газа в США, используемого преимущественно для генерации электроэнергии вместо угля, растет в среднем на 20 миллиардов кубометров в год, можно сделать вывод, что главная проблема для реализации амбициозных планов Трампа - это не Россия и не Китай, а надвигающаяся энергетическая нехватка. Текущие объемы генерации и базовых ресурсов позволяют США развиваться постепенно, но для резкого рывка, который обещает Трамп, их явно недостаточно.