Доля параллельного импорта автомобилей в России упала почти вдвое

Импорт автомобилей в Россию, осуществляемый по альтернативным схемам, в 2024 году значительно сократился. По данным агентства «Автостат», доля таких поставок упала с 21% в 2023 году до 11,5%. Это свидетельствует о потере популярности «серого» ввоза автомобилей, которому ранее отдавали предпочтение значительное количество россиян.
 
Среди лидеров «серого» импорта выделяется марка Geely, и особенно популярным стал кроссовер Monjaro. Переведенная стоимость этой модели в Китае составляет менее 2 миллионов рублей, тогда как цена на официально ввезенные автомобили в России начинается от 4,5 миллиона рублей. Даже с учетом дополнительных расходов, таких как логистика и таможенные пошлины, «серый» импорт позволял покупателям экономить до одного миллиона рублей.
 
В автомобильной терминологии различают параллельный и «серый» импорты: первый касается ввоза марок, официально покинувших российский рынок, таких как Kia, Hyundai или Toyota. Второй же включает модели, которые не представлены в стране официально, например, гибриды Lixiang или электромобили бренда Zeekr. В 2024 году альтернативный ввоз моделей Lixiang оказался особенно популярным среди тех, кто ранее выбирал премиальные автомобили.
 
Параллельный импорт демонстрирует устойчивые позиции благодаря маркам Toyota, BMW и Mercedes-Benz, которые воспринимаются россиянами как наиболее престижные. В то же время в категории «серого» импорта рассматриваются и спорные случаи, такие как марка Jetta, чьи поставки официально рекламируются, однако автомобильные концерны FAW и VW предоставляют на этот счет противоречивую информацию.
 
Добавим, что Zeekr, устойчивый лидер среди электромобилей, в декабре 2024 года уступил позиции модели «Москвич-3е», что, по мнению экспертов, связано с корпоративными закупками. Также сохраняют популярность Kia и Hyundai, которые импортируются в основном из Южной Кореи, а покупка таких автомобилей часто оформляется на физических лиц, что позволяет минимизировать сопутствующие расходы.
 
Киргизия остается основной страной ввоза автомобилей, следом идет Китай, а затем — Белоруссия. На снижение спроса среди альтернативных поставок повлияли законодательные изменения, сложности с финансовыми операциями за границу и насыщение первичного рынка, где доминируют китайские бренды и восстановленные российские автозаводы, сообщает «Автостат».