Автомобильная отрасль России готовится к серьезным испытаниям в 2025 году

В предстоящем 2025 году аналитики прогнозируют существенное ухудшение ситуации на автомобильном рынке России. Основными факторами, осложняющими развитие отрасли, стали увеличение ключевой ставки и рост утилизационного сбора, что значительно повлияло на доступность автокредитов и усложнило процесс импорта транспортных средств. В результате этих изменений приобретение автомобиля для многих граждан становится труднодоступным, сообщает "Авто.ру".
 
На рынке новых автомобилей наблюдается двукратное увеличение предложения, при этом средняя стоимость снизилась до 3,7 миллиона рублей, что составляет падение на 30%. Данная тенденция объясняется старением автопарка, где количество автомобилей старше 15 лет увеличилось на 5%, а доля более новых машин сократилась. Средний возраст подержанного автомобиля достиг отметки в 14,5 лет.
 
Китайские производители существенно укрепили свои позиции на российском рынке, заняв к декабрю 2024 года 89% от общего объема новых автомобилей. Особой популярностью пользуются кроссоверы, составляющие 65% всех продаж. Повышение утилизационного сбора с октября 2024 года продолжает негативно влиять на импорт автомобилей.
 
В сложившейся ситуации АВТОВАЗ и другие отечественные производители стали более востребованными среди покупателей как более доступная альтернатива китайским и новым моделям. Однако специалисты отмечают, что российский автопром пока не может полностью удовлетворить существующий спрос. При этом японские автомобили сохраняют высокую популярность, особенно среди приверженцев праворульных транспортных средств.
 
Сегмент электромобилей испытывает трудности из-за повышения утилизационного сбора. Многие потребители разочаровываются в электрокарах из-за недостаточного количества зарядных станций и высоких эксплуатационных расходов. Параллельно с этим продолжается рост цен на бензин, не зависящий от колебаний курса доллара.
 
По прогнозам экспертов, в 2025 году ожидается дальнейшее увеличение цен и утилизационного сбора, а также сохранение высоких кредитных ставок, что может сделать приобретение автомобиля недоступным для значительной части населения. Тем не менее, существует вероятность некоторого оживления на рынке японских автомобилей весной 2025 года.