Российские дорожные строители столкнулись с угрозой массовых банкротств

Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК) проанализировала ситуацию в дорожно-строительной отрасли России и выявила серьезные риски для ее дальнейшего развития. По результатам исследования, в котором приняли участие 15 крупных компаний, занимающих более половины рынка, отрасль может столкнуться с серьезными проблемами при отсутствии государственной поддержки, сообщает РБК.
 
К 2023-2024 годам дорожно-мостовое строительство достигло пика своего развития. Подрядные организации существенно увеличили парк техники и сформировали квалифицированные трудовые коллективы. Однако в настоящее время отрасль испытывает значительные трудности из-за макроэкономических факторов.
 
В 2024 году наблюдается существенное снижение объемов дорожно-строительных работ. Ситуация может обостриться в 2025 году после завершения строительства участков трасс М-4 и М-12. Совокупная выручка по итогам 2024 года составит лишь 57,1% от показателей 2022 года, а остаток законтрактованных работ до 2027 года снизится с 54,9% до 10,2%.
 
Компании столкнулись с ростом расходов на оплату труда: среднемесячная заработная плата выросла на 29,6% за девять месяцев 2024 года. Также увеличилась долговая нагрузка предприятий, а объем лизингового портфеля вырос на 114% по сравнению с 2022 годом.
 
Для поддержки отрасли НАИК предлагает ряд мер, включая продление возможности авансирования до 50% от цены государственного контракта, введение системы оценки компаний для предоставления дополнительных мер поддержки и разрешение использовать средства из лимита на непредвиденные расходы для оплаты процентов по банковским кредитам.
 
Минстрой России рассматривает предложения НАИК совместно с другими мерами поддержки строительной отрасли. Эксперты отмечают, что следующий год может быть таким же сложным для отрасли, как и 2024, однако крупным инфраструктурным компаниям, вероятно, будет оказана поддержка для предотвращения негативных последствий.